Как руководителю получить бесплатную электронную подпись в ФНС
С 1 января 2022 года получить усиленную квалифицированную электронную подпись целому ряду пользователей можно только в ФНС. Электронные подписи на сотрудников организации или специалистов, работающих удаленно, например, внештатникам, как и ранее будут выдавать аккредитованные коммерческие удостоверяющие центры.
Если вы руководитель (лицо, действующее без доверенности от имени организации), индивидуальный предприниматель или нотариус, то с 1 июля 2021 вам предоставляется возможность получать сертификат УКЭП в Удостоверяющем центре ФНС РФ. Электронная подпись выдаётся бесплатно. Руководитель должен посетить налоговую инспекцию лично, отправить представителя по доверенности нельзя.
Что требуется для получения бесплатной электронной подписи для руководителя?
- Заполните заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица» на сайте ФНС или запишитесь на прием в ФНС через сервис онлайн-записи на прием в инспекцию https://order.nalog.ru/;
- Лично посетите своё региональное отделение ФНС и предоставьте паспорт, СНИЛС, заявление на выпуск КЭП (формируется автоматически на основании документа, удостоверяющего личность, распечатывается и передается оператором УЦ для подписи заявителю).
- Предоставьте защищенный носитель для записи электронной подписи. Защищенный носитель должен соответствовать требования УЦ ФНС и иметь действующий сертификат ФСТЭК или ФСБ. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
Для работы с подписью так же требуется приобрести программу-криптопровайдер КриптоПро. Есть варианты со сроком действия 1 год и бессрочная лицензия.
При первичном выпуске электронной подписи в УЦ ФНС обязательно личное посещение, при последующих выпусках подписи удостоверять личность можно будет дистанционно при помощи действующей электронной подписи или биометрических данных.
Согласно текущему регламенту ФНС, электронная подпись в УЦ ФНС вам выдадут в течение 5 календарных дней после того, как данные заявителя (руководителя, ИП или нотариуса) будут проверены, а личность идентифицирована.
Как работать с электронной подписью, полученной в УЦ ФНС
Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации. Чтобы использовать электронную подпись, на вашем компьютере должно быть установлено средство криптографической защиты информации, например, КриптоПро CSP и приобретена лицензия на использование этой программы. Если выпуск электронной подписи был осуществлен через криптографию самого носителя, например, Рутокен ЭЦП 2.0 (такой формат нужен для работы с ЕГАИС алкоголь), то дополнительной установки средств криптозащиты на вашем компьютере не потребуется.
Вы можете купить носитель с нужными характеристиками перед получением УКЭП, либо использовать уже имеющиеся у вас носители для подписи, если они удовлетворяют указанным выше (в п. 3) требованиям.
Важно: Перед посещением инспекции в вашем регионе, имеет смысл уточнить в конкретной инспекции, будут ли специалисты УЦ ФНС принимать копии сертификатов на носители, если оригинал сертификата у вас не сохранился или носитель был с сертификатом на партию и не имеет отдельного сертификата соответствия.
Это связано с тем, что в некоторых инспекциях существует жесткое требование предоставить оригинал отдельного сертификата соответствия, а в некоторых достаточно предъявить сертификат на партию, причем с течением времени это требование может меняться.
Где и как используется УКЭП УЦ ФНС
КЭП УЦ ФНС России может использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «06 электронной подписи». Срок действия КЭП УЦ ФНС России составляет 15 месяцев.
Важно: Руководитель сможет получить в УЦ ФНС только одну электронную подпись на своё имя. Ключ этой подписи будет некопируемым: то есть вы не сможете делать копии данной подписи для сотрудников, которые подписывают документы от вашей организации.
Электронные подписи на сотрудников организации или специалистов, работающих удаленно, например, внештатникам, как и ранее будут выдавать аккредитованные коммерческие удостоверяющие центры.
Где получить УКЭП в Сахалинской области
НАИМЕНОВАНИЕ | АДРЕС |
---|---|
Межрайонная Инспекция ФНС России № 1 по Сахалинской области | 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 105-А |
Межрайонная ИФНС России № 2 по Сахалинской области | 694620, г. Холмск, ул. Школьная, д. 35 |
Межрайонная ИФНС России № 3 по Сахалинской области | 694240, г. Поронайск, ул. Театральная 50 |
Межрайонная ИФНС России № 4 по Сахалинской области | 694400, пгт. Тымовское, ул. Красноармейская, 80 |
Межрайонная ИФНС России № 5 по Сахалинской области | 694020, г. Корсаков, ул. Гвардейская, 1 |
ТОРМ г. Оха | 694460, Сахалинская область, г. Оха, ул. им. Блюхера, д. 3 |
ТОРМ г. Курильск | 694530, Сахалинская область, г. Курильск, ул. Охотская, 5А |
ТОРМ г. Северо-Курильск | 694550, Сахалинская область, г. Северо-Курильск, ул. Шутова, 19 |
ТОРМ пгт. Южно-Курильск | 694500, Сахалинская область, пгт. Южно-Курильск, кв-л Ильичева, 1А |